вторник, 23 июня 2020 г.

OWD в Египте, день 2

Утро омрачено моим ухудшившимся состоянием...
Дело в том, что еще в Ярославле, до отъезда, я умудрился заболеть. Какая-то ОРЗ проявилась тем, что я страшно кашляю и у меня не разговаривает горло. Вернее, оно разговаривает, но очень сипло, как будто я пел песни часов пять непрерывно. Тем не менее, привел себя в порядок и побежал завтракать. В 7:40 снова сижу на ресепшн, жду свой автобус.
Автобус приходит пик-пик. Снова немного поколесили по отелям, набрали народ. Саша живет в соседнем отеле, поздоровались. Книгу он не читал. Говорит, что спать лег. Несколько минут спустя к нам присоединяются Женя и Андрей с девушкой. Да потом еще Юра, тот самый уже немолодой мужчина, с которым Женя болтал в прошлый раз.

Едем в порт. Гид объявляет, что сегодня в распоряжении нашей компании две лодки. Мол, прослушайте пофамильно, кто куда. Две, это «Horus-2» и «Flash-4». Я попадаю на Флэш, а Саша – на Гор. Этого не может быть, у нас один на двоих инструктор! Но недоразумение быстренько улаживается уже в порту.
flash4

С борта «Flash-4» доносится:
- Ко-о-о-стьйа!!!

«Хелпер»! Как хоть его звать-то? Не могу удержаться от смеха, но нам, похоже, туда. Мостафа уже там. Вижу Катю и на этом круг знакомств заканчивается. Команда мне не знакома, а лодка немного больше прежней. Женя, Андрей, Юра и Саша грузятся на борт, мы снова вместе. Немедленно стартуем и выходим в море. Сегодня снова на Тиран.

Только море уже не то, что вчера. Дует неслабый ветер и он уже успел нагнать волну. Саша жалуется, что его непременно укачает, и ложится на койку. Я снова натираю сгоревшую вчера спину кремом и сажусь читать учебник.

Подошел Мостафа. Поглядел на меня, на Сашу, и поинтересовался, выспались ли мы. Я-да. Саша жалуется, что нет. Ладно, топаем дальше. Народ рассаживается вокруг на койки и начинает… правильно, начинает меня выкуривать наверх! Это при том, что курить не только вредно, но и запрещено дайверу...

Я забираю учебник и собираюсь уйти, как Катя меня останавливает:
- Идите, готовьте снаряжение. Сегодня у вас два дайва!
divedeck

Ну, потопали! Начитавшись книжек, решительно беру новый баллон, прикручиваю к нему BCD, или надувной жилет, подключаю провода. Открываю вентиль и октопус, желтая, резервная ступень регулятора, предназначенная для замены основной в случае чего, начинает резко шипеть.
regs

Подскочивший Женя переворачивает его загубником вниз и резко хлопает по загубнику снизу вверх. Октопус поперхнулся и затих. Женя поясняет:
- Плохо промыт. Нужно создать встречное давление, чтобы он заткнулся…

Остальные части снаряжения работают приемлемо. Завернув нежные части регулятора в крылья BCD, и спрятав их от солнца, я возвращаюсь к учебнику.
Вдруг из каюты раздается знакомый басок:
- Э-э-э-э, ленивый стьюдент! Гыде тваё снаряжьение?!! Иди, гатовь, сухапутыный дайвир!!!

Мостафа в своём амплуа! Из дверей нехотя вылезает заспаный Саша и отправляется искать свой бокс. Я поднимаюсь наверх… Там народ удобно расположился на диванах и глазеет на берег. Сегодня ветер встречный и топать до Тирана нам часа все два… А то и побольше. Сажусь читать…

Карта Рифа Гордона.
map-gordon

Сегодня мы прибыли на риф Гордона. Мы не первые, так что правила парковки те же самые.
Швартуемся к Гордону

На другой стороне рифа снова лежит корабль. Другой риф и другой корабль. Надо же, местная достопримечательность! Это «Луллиа». Судя по виду, существенно моложе «Лары», та села на риф в 1985 году, но оказывается, эта сидит аж с 1981. Кусок кормы оторван, лежит поодаль.
Loullia
Lullia Lovilla
Первое погружение – учебное.
Мостаф приглашает нас на брифинг и подробно рассказывает, как и что нужно делать, если потерял изо рта вторую ступень регулятора. Если в маску попала вода. Если маска совсем слетела. Вроде всё понятно, но Саша бледнеет и заявляет, что боится. Тогда Мостаф раскрывает нам секрет, почему вчера было лишь одно погружение, и то пробное. В действительности, это вроде проверки основных качеств начинающего дайвера. Не паникует ли он, способен ли продуться, идет ли на контакт… Если инструктор посчитает, что ты не готов погружаться, он звонит в отель и заявляет, что ты неспособен к обучению. Тебе вернут деньги и больше уже на лодку не привезут. Если нас сегодня привезли, значит, всё нормально. Справимся.

- Я сначала покажу. Медленно. Потом спрошу «окей». Если «окей», я дам команду повторить. Сделаешь, потом покажешь «окей». Если «окей», я покажу «окей». Если не «окей», я покажу «еще раз», и ты еще раз повторишь. Помимо прочего, будем отрабатывать тридцатисекундное дыхание под водой без маски. Саша, не без воздуха, а без маски. Потом – без регулятора… Саща, ты окей?

Шутка удалась. Саша серьезен как никогда. Даже острить его не тянет. Катя заглядывает в дверь каюты и увидев нас, прикалывается:
- Я-то думала, у вас что интересное… А у вас – снять регулятор, надеть регулятор… Тоска!..
И, подмигнув, выходит.

Мы тоже выходим одеваться. Катя подошла и напомнила о проверке напарника. Нужно проверить, всё ли у него в порядке. Поступает ли воздух, затянуты ли ремни…
Видя нервозность Саши, подходит Женя и советует:
- Надевая ремень с грузом, держи его за свободный конец, где нет пряжки. Тогда, если груз надумает скользить, он упрется в пряжку и всё. А если пряжки не будет, тебе ласты будут уже не нужны. Своими обзаведешься.

Но это не смешно. Саше. Стоим на рабочей платформе, я проверяю его снаряжение. Мостаф уже в воде:
- Э-э-э, стьюденты! Дайв сегодня или завтра?!

Шаг! И «Окей!» команде…
s-ok-l

Погружаемся на небольшую глубину и Мостафа показывает, что нужно устроиться на грунте. Это – стоя на коленях. Стоим. У меня груз слишком далеко вперед, сидеть трудно.
Далее разговор жестами. Мостафа: «Смотри на меня.»
knees

Вынимает загубник, делает медленный выдох, возвращает загубник, продувает. «Окей»? «Окей». «Теперь ты» - это мне…
noreg

Вынимаю мой загубник, медленный выдох… Оказывается, когда погружаешься с аквалангом, нельзя задерживать дыхание. Дело в том, что давление сжимает и воздух в твоих легких, а оно зависит от глубины.

К примеру, ты вдруг решил всплыть всего на один метр. Давление упало на 1/10 атмосферы, твой воздух в легких расширился на 1/10. Мало? А вот если ты держишь полные легкие воздуха, так что больше уже не вдохнуть, это расширение может стоить тебе баротравмы. Расширившийся воздух начнет рвать альвеолы в легких, разовьется отек. Поэтому нужно всегда тихонько выдыхать. А лучше, если при этом ты еще и звучишь «а-а-а-а-а…» негромко. Это помогает избавиться еще и от скопившегося в тканях организма азота, которого в привычном нам воздухе намного больше, чем кислорода...

Итак, «а-а-а-а-а…» Примерно на половину рабочего объема легких. Потом вставляю загубник в рот и с силой выдыхаю в него остатки воздуха, чтобы вытеснить воду. Продул, называется.

 Аккуратненько, а то вдруг не вся вода ушла, вдыхаю… Нет, кажется, вся. Показываю «окей». Мустафа отвечает «окей» и протягивает руку для рукопожатия. Пожмем… Почему-то это поздравление меня ободряет невероятно, я даже засмеялся. За что и поплатился, я же болею! Ну, не в смысле, что мне бы в кровати лежать, а не с баллоном в море прыгать, а только кашель начинается! Вот и сейчас. Откашливаюсь в регулятор, это позволяется. Тем временем Саша тоже справляется с этим нехитрым упражнением… «Окей!»

Следующий номер: Мостафа опять вынимает загубник, но продувает его уже не выдохом, а кнопкой принудительной подачи воздуха. Ну, это не сложно.

Теперь игрища с маской. Сначала надо напустить в неё воды до половины и продуть. Носом выдохнуть в неё, прижав край рукой ко лбу, чтобы воздух вытеснил воду. У меня нет проблем. У Саши – усы, вода в его маску набирается сама собой. Особенно после продувания – усы остаются мокрыми и через них вода набирается очень быстро. Мне эта проблема знакома, я сам-то всего несколько лет, как сбрил усы… Но, у нас всё получается хорошо. «Окей!»
nomask

Вот теперь самое интересное.
Надо снять маску, потом дышать минуту без маски, потом надеть её и продуть. Всё просто. Но Саша волнуется. Это видно по его глазам. Правильно Катя говорила!

Мостафа снимает маску. Та, прощально булькнув, остается в его руке. Небольшой пузырик из неё отправляется сквозь шесть метров воды к солнцу… Мостафа сидит, закрыв глаза. Вода здесь очень соленая и с непривычки может начать щипать глаза. А протереть их под водой нет ни малейшей возможности. Только проморгаться, но – под маской. Дышит ровно и спокойно, а потом вдруг открывает глаза и хитро смотрит сначала на Сашу, потом на меня! Нет, вместо нас он сейчас должен видеть лишь два силуэта, но как прикольно же это выглядит! Потом он надевает маску и продувает её, вытесняя воду. Теперь он открывает глаза под маской и «окей?» «Окей». «Теперь ты!» - это опять мне…

Почему-то набираю побольше воздуха и снимаю маску, закрыв глаза. И сам себе командую: «Дыши!» Дышу. Спокойно, размеренно. Глаза закрыты. Мостафа берет меня за свободную руку. Сижу, дышу. Долго, может, хватит уже? Наконец, Мостафа слегка треплет меня по руке - пора… Надеваю маску, она, естественно, полна воды. Выдыхаю носом, но маска очищается лишь со второго выдоха. Открываю глаза. «Окей?!»
rubber

Мостафа «окей!» и делает вид, что аплодирует мне. Потом снова рукопожатие, и, пока я откашливаюсь, Саше: «теперь ты!».

Саша снимает маску. Всё в порядке, сидит спокойно. Время выходит, он надевает маску и пытается её продуть. Однако, надел он её слишком высоко на лоб и выдыхает так сильно, что поток пузырей из его носа вылетает за пределы маски, не продувая её. Один выдох, второй, а маска всё полная. Тогда он начинает паниковать – движения резкие, сполошные. Мостафа ловит его за руку и поравляет на нем маску. Саша продувает её с первого же раза и успокаивается, открыв глаза. Мостафа «Окей?» «Окей.» Рукопожатие… Саша улыбается…

Главное под водой – понимать, что ты не перестаешь дышать. Некоторые инструкторы еще и заставляют проплыть под водой метров десять-пятьдесят, без маски. Имитируя не просто её потерю, но и поиск. Но Мостафа, видимо, решил нас не мучать, и теперь – следующее упражнение.

Судорога. Вернее, её имитация. Такое тоже бывает, но справиться с ней несложно. Нужно взяться за кончик ласта и потянуть его на себя, вытягивая мышцы поврежденной ноги. Я-то думал, это легко, а когда раскорячился лягушкой, не смог сразу поймать свой ласт. Но всё же поймал и потянул на себя.  «Окей!»

Мостафа: «Окей.» «Всплываем!» И направляется наверх. Мы следуем за ним…

На палубе снимаю снаряжение и помогаю Саше. Теперь – отдыхать, читать, скоро обед будет. Но я до такой степени доволен погружением, что с разбегу прыгаю в воду, наслаждаясь свободой…
Наверно, здесь я еще глубже осознал ценность этого дара Иеговы…

Топаем назад. Очередная группа готовится к погружению, нас вроде бы не зовут. Сижу, читаю. Лодка замедляет ход где-то неподалеку от берега, Мостафа собирает несколько человек, сплошь иностранцы. Разговаривают по-английски. Лодка не собирается вставать на якорь, а потихоньку сдает задом к рифу. Пятеро дайверов замерли на платформе и чего-то ждут… Вдруг лодка выключает мотор, взвыла сирена, и они горохом посыпались в воду.
start

Интересно, почему такой своеобразный вход? Ага, понятно. Лодку здорово сносит ветром. А почему мы не на якоре? Головы дайверов появляютя на поверхности метрах в десяти от кормы. После получения всех «Окей» лодка заводит мотор и отходит еще метров на двадцать. Теперь до берега метров пятьдесят-шестьдесят…

Если водолазы в воде, лодка не имеет права далеко уходить. Она будет болтаться поодаль, периодически подходя приимерно к тому месту, где оставила группу. Но ближе чем на сто метров она подойти не имеет права, она может подмять поднимающегося дайвера. А в этом месте большие глубины и течение. Команда, ушедшая под воду, состояла из квалифицированных дайверов…
Я спрашиваю у членов команды, можно ли нам купаться. Можно, но только осторожно. Здесь к тому же течение, да и до берега далековато. Народ предпочитает сидеть на лодке.

Однако, двое ужаленных в мягкое место чайников, я и Саша, похватав снаряжение, направляемся к рифу. Однако, я совсем обнаглел: здесь не менее тридцати метров, течение, до берега далеко, лодка не на якоре, а я шпа-а-а-арю… Доплыли до рифа. Так себе риф, мало интересного. Самое интересное здесь в глубине. К примеру, лежит на дне тридакна, это такая раковина здоровенная двустворчатая. Кажется, что до нее рукой подать. Тем не менее, достать мы ее не смогли – не успеваешь продувать уши, как уже пора всплывать. Нет, с аквалангом не в пример удобнее!
Однако, ни рукой подавать, ни совать что-либо меж створками строжайше запрещено, если они захлопнутся, вытащить будет невозможно. Другое название раковины - "ловушка смерти"...
Тридакна
trid trid1

Лодка потихоньку сносится ветром. Нас не так сильно сносит, как их, но всё же держимся между лодкой и берегом, мало ло что… А попугаи здесь крупные. Хрумкают коралл, аж жуть.
parrot

Лодка вдруг поворачивает и быстро уходит против ветра и течения. Сюрприз… Мы ломанулись было за ней, но подумали, что время погружения еще не истекло, а их опять снесет. Однако, команда лодки оказалась хитрее, они встали выше по течению и спокойно дрейфуют... Коротко посовещавшись, мы решили вернуться на борт, мало ли что. Однако, когда мы добрались до лодки, мы основательно вымотались. И вовремя – едва мы поднялись на палубу, как вдалеке показалась наша группа и лодка начала маневрировать, чтобы забрать их.

При подъеме на палубу, я заметил, что у одного из дайверов ласты разного цвета и пошутил, по-английски:
- Это чтобы отличать правую от левой?
- У меня разный размер ноги. Одна 39-40, другая 44-45. Несчастный случай!
При этом он широко улыбается. Я извинился и принялся помогать прочим дайверам подняться на палубу и снять снаряжение…
Fins

Тем временем, лодка направляется в сторону Шарма. И я узнаю, что наша последняя стоянка на сегодня будет Черепаший Залив.
Иначе говоря «Turtle Bay».
turtle-bay

Я подошел к инструктору и спросил, не пора ли нам менять баллоны для повторного погружения. Он вытаращился на меня и спросил, почему я еще не сделал этого. Оказывается, таким макаром запросто можно остаться без второго дайва. Баллон нужно менять сразу после того, как выйдешь из воды. Может случиться так, что на соседней лодке какой-нибудь баллон выйдет из строя и хелпер, увидев, что все свои уже сменились, может отдать «лишний» акваланг на другое судно…
baloon

Мы бегом кинулись готовить снаряжение, а лодка уже вставала на якорь. Погружение было не столь интересным, как другие. С черепахами нам не повезло, зато повезло с рыбами-клоунами. Это как в мультике «В поисках Немо». Какие же они яркие!
Рыба-клоун
clownfish

Весь оставшийся вечер я читал учебник.
siv1

До завтра!


Мой курс OWD.
День 1, утро
День 1, вечер
День 3
День 4, заключительный

Комментариев нет:

Отправить комментарий