понедельник, 2 сентября 2019 г.

Музей железных дорог России

Картинки, как водится, нажимабельны, особенно те, что расплываются в тексте. Сразу же бросилось в глаза, не "Российской федерации" а именно "России". Но дело в том, что период времени, охваченный экспозицией, очень велик. Учреждение является моим ровесником, организовано в 1974 году. Сегодня площадь экспозиции превышает 50'000 квадратных метров, а общее число экспонатов перевалило за 150, из них 117 на рельсах, и продолжает пополнятся!
"Музей РЖД" было бы ближе к истине...
Однако, в Питере имеется еще "Музей железнодорожного транспорта", но это совсем другая песня! Скорее, там Музей развития путей сообщения. Это на следующий раз, вероятно...

Итак, второе отличие, которое бросается в глаза, это входной билет. Мало того, что он напоминает билет железнодорожный, так еще и выход из музея осуществляется также по этому билету! Вряд ли кто сможет унести с собой на память паровоз, но тем не менее...
Музей интересен и взрослым и детям. Это не только обширная стоянка паровозов и вагонов, но и выставка различных макетов. а также мультимедийных инсталляций. Как вы отнесетесь, если поначалу белые гипсовые манекены, да вдруг оживут, и засобираются в путь?
Или, расскажут о службе на железной дороге? И не только слесаря, но и министра путей сообщения! На столе министра путей сообщения разложены документы, которые можно подвинуть или вытащить один из-под другого. А сам он это дело комментирует, периодически разговаривает по телефону или что-то записывает, поглядывая на посетителя!
Экспонаты находятся под присмотром, и мне не удалось заметить ни одной царапины типа "Zdiesb был 8асR"... Кое-что не только можно, но даже нужно потрогать. Почувствуйте себя машинистом, или телеграфистом!
Можно управлять настоящим роботом или управлять ж/д станцией.
А тем, кто старше, будет приятно встретить старых знакомых из РЖД!
Только здесь найдутся и еще старше! Сразу у входа вас встречает Танк-паровоз 1897 года выпуска! Но, несмотря на страшное название, не ищите на нем броню и пушку. «Танк» - потому что топливо он возит не в обычном прицепе, который называется тендером или танкером, а в емкостях, танках, прямо на себе. Рядом вы найдете еще один аппарат, известный под прозвищем «Мотовоз»
На всякий случай напомню, что у меня нет цели заменить этим репортажем поездку в музей или чтение материалов на сайте музея. Более того, пока создавал этот рассказ, выяснил, что музей постоянно меняет экспозицию, открывает новые мультимедиа-инсталляции, устраивает разнообразные мероприятия. Это центральный музей железных дорог России, не забывайте! Итак, пассажирские и грузовые перевозки.
А здесь "Котел изобретений" с "Хронологией изобретений" и "Стрелки времени".
Музей создан на базе бывшего депо, даже остался поворотный круг и прочие железнодорожные инструменты.
Но рассказ начинается с самого начала. Посетитель может увидеть, как появилась идея сделать сначала паровую машину, а потом поставить ее на рельсы. Вы сможете ознакомиться с макетами, и даже действующими.
Рядом трудится схематичная модель паровоза, и от трудовых подвигов отдыхает вагонетка.
А дальше - сюрприз! Посередине зала, выхваченный лучом прожектора, вовсю пыхтит паровоз Черепановых, построенный в 1833 году. Кстати, первый паровоз в России... Из его трубы валит дым, его отчетливо видно на тени. Это в помещении-то! Но, только присмотревшись, понимаешь, что труба остается чистой. И дым вам только кажется!
Хотите узнать, как были устроены вокзалы и станции на заре железных дорог в России? Ну, на заре - фигурально, а по часам - на ночь глядя...
Некоторые экспонаты представлены масштабными копиями. Например, вагон-церковь, и арестантский вагон.
Вагон класса люкс, и прибежище для переселенцев.
Выполнены копии целых участков железной дороги.
Белые манекены нам еще встретятся, они обозначают, где, и чем занимался тот или иной человек, и как это было. А белые - думаю, чтобы не отвлекать внимание своими нарядами, например, разных эпох...
Я тоже примеряю роль манекена. Я не люблю подчеркивать свой рост, но моих 170см тут не хватило! Маленький, такой, скромный паровозик C68... Единственный уцелевший представитель. 1913 года выпуска. 75 тонн и 114 км/ч, сравнительно маленький, но шустрый!
прочем, и уникальных образцов и рекордсменов в этом музее достаточно. К примеру, вот этот тепловоз был создан, по сути, исключительно для установления рекорда. И это удалось, 271 км/ч! Однако, серийное производство этой модели так и не было налажено. Этот экземпляр уникален. А известный скоростной поезд Сапсан, сегодня "летает" лишь со скоростью 160 км/ч...

А вот эта гусеница - тепловоз системы Гаккеля, был выпущено всего два - один в СССР, другой в Германии. В 1925-27 годах использовался на Кавказе, после чего по причине частых ремонтов стал подвижной электростанцией. С 72 года служит в разных местах нашей страны лишь музейным экспонатом, а жаль... Интересен тем, что вырабатывает электроэнергию, которая раскручивает его колеса. Попробуйте посчитать, сколько их?
Помимо паровозов, здесь собраны невиданные мною ранее экземпляры подвижного состава.
Если вы забыли, куда ехать, этот электровоз стал грузовым трамваем в советские времена.
А еще существовали пассажирские рельсовые автобусы, или моторисы.
Если топливо недопустимо, пожалуйста - безтопочный паровоз. Он использовался там, где недопустима случайная искра. Например, где производят нефтепродукты или взрывчатые вещества. Заливали перегретую воду, и паровоз успешно работал.

Однако, если у вас и вовсе нет ни топки, ни кабины, ни топлива, ехать всё равно можно, дрезина-качалка к вашим услугам!

Посредине ангара размещается паровоз в разрезе. Вам хотелось узнать, как он устроен? Пожалуйста!


К своему удивлению я обнаружил, что паровоз должен был брать с собой запасы топлива и воды. Тонн 40 дополнительно!
Не обошли вниманием и вагоны различных времен и назначений, как макеты, так и реальные экземпляры. Например, вагон-ледник, предок нашего рефрижератора. Возили в них продукты питания, такие, как масло, или живую рыбу.
Рядышком разместилась цистерна для нефтепродуктов. Маленькая такая...
Австрийская того же типа выглядит несколько крупнее.
В почтовом вагоне не только перевозили, но и обрабатывали корреспонденцию. Целое отделение на колесах!
Не забыли и про четвероногих пассажиров!
И грузовой вагон, теплушка. Самые частые их пассажиры - это солдаты, ссыльные, и каторжане...
Однако вернемся к паровозам. Если взглянуть сквозь рамку, манекены здесь тоже оживают, и рассказывают примерно следующее: - А это - наша Елена, паровоз Ел-534. Мы её любим! Её надо внимательно слушать, тогда без приборов станет понятно, что идет не так!
- Смазки не надо жалеть, иначе в пути букса, тормоз, прикипеть может... И трещотку покрутить бывает нужно!
И правда, масло подается по тоненьким трубочкам, разбегающимся по механизму могучего и любимого паровоза. А в довершении из кабины выскакивает закопченный машинист, кочегар, и докладывает: - Нужно хорошо знать, сколько, когда, и какого угля нужно подбрасывать в топку. Еще и не любой подходит, и машину повредить можно, и мощности нужной не разовьет, и от начальства влетит... Но мы её любим, нашу Елену! Еще бы, товарный Ел-534, "Русский Декапод", выпускался в США для России в 1917 году, I Мировая война. В годы Великой Отечественной Штаты выпускали паровозы для СССР, и поставляли по ленд-лизу.
Впрочем, не все паровозы попадали в нашу страну добровольно! ТЭ-6769, "Трофейный, эквивалентный паровозу серии Э" - немецкий паровоз 52-й серии ("военная серия"), производившейся на многих заводах Германии и других стран. Свыше 2 тысяч из них попало в СССР как трофеи и по репарациям. Год выпуска - 1943.
Однако, паровозы и тепловозы ввозились в Россию из Америки и Канады в разные годы, например, в рамках Ленд-Лиза во времена Великой Отечественной, и были более-менее успешно скопированы советскими мастерами. Итак, слева - американец, справа - копия. Как говорится, найдите десять отличий!
СО17, "Серго Орджоникидзе", - магистральный грузовой паровоз, выпускался с 1934 по 1951г. На этом паровозе можно подняться в будку машиниста. Ни один рычажок не подписан. Даже попробуйте их просто сосчитать!
Получилось сделать снимок блока управления паровозом. И после этого скажете, что автомобилем трудно управлять?! Имейте в виду, что некоторые рычажки не окрашены в красный цвет. Считайте внимательнее!
В музее есть и свой генерал. Это не макет, это последний паровоз, выпущенный Куйбышевским заводом в 1956 году. Прозвали его так за "лампасы", красные полосы по зеленым бортам.
Из таблички мы узнали, что это был так называемый "совершенный паровоз". П36 воплотил в себе все новинки советской железнодорожной мысли.
Зеленый Генерал был пассажирским курьерским, паровозом, весил 133 тонны, развивал мощность 3000 л.с. и скорость 125 км/ч. Поезда этой модели водили составы "Москва-Владивосток", без сцепок управляясь с серьезными горными перевалами. Главную роль стали играть локомотивы с иным принципом тяги, тепловозы и электровозы. Нет предела совершенству! Проектная серия ИС при всех преимуществах имела сравнительно низкий КПД, и устарела.

И в музее достойное место отводится тепловозам и электровозам.
Из корпусов музея мы выходим на свежий воздух. Однако, музей продолжается и там! Тепло- и Электровозы всех сортов и размеров.
Ремонт контактной сети Подвижная электростанция
Дальнейшим описанием рискую наскучить, так что просто бегом просмотрим. Непосредственно рядом с каждым экспонатом имеется пюпитр с кратким рассказом о том, что это перед вами за модель, и чем она интересна...
Упомяну лишь, то этот электровоз потому и относится к типу "Ф", что французского производства.

Переходим к военной технике. А вы как думали? ТМ-3-12, Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов - 305мм. Масса всей установки 370 тонн. Дальность стрельбы - до 30 км, Масса снаряда - от 314 до 471 кг.
Бронированные платформы. Толщина брони порядка 40 мм. Используются для мобильного размещения крупнокалиберного вооружения. Бронепоезд, короче.
Круто? Но здесь найдутся и покруче... Кошмар вероятного противника - БЖРК "Молодец". Ракета массой 100 тонн с 10 боеголовками и с дальностью полета 10 000 километров. Стоял на вооружении РФ с 1987 по 1994 годы, и обозначался грифом "Поезд № ноль". Всего было выпущено 12 штук. Комплекс крайне затруднительно обнаружить среди огромного количества вагонов на путях РЖД. Кроме того, состав может месяц прятаться в тоннеле, после чего нанести сокрушительный удар. 10 ликвидировано, два направлено в музеи, и один из них - здесь! Тяжести. И поднимаем, и перевозим!
Скоростные локомотивы. ЭР-200 - понятно, планируемая скорость 200 км/ч. Строили в 1973-1992г. И Сапсан с маршрута Москва-Петербург. Планируемая скорость 300 км/ч, однако, не достигала и 160. Выпуск начат в 2009 году. Собственно, проблема найдена не в локомотивах, а в состоянии путей. А жаль...
Неожиданностью стал и факт, при помощи чего передвигают столь громоздкие экспонаты, как паровозы.
Шутка ли, это передвинуть 100 тонн! Сложно представить, что такого гиганта сначала ставят под пары, лишь потом он едет, куда надо...
Например, в Ярославле на детской железной дороге имеется маленький паровозик, но и ему требуется прилично подымить, прежде чем он тронется с места!
Не говоря о том, что он - узкоколейный, а таких путей в музее я не заметил.

Но для передвижения массивных экспонатов здесь служит трактор. Трактор ХТЗ-150К, всего-то 180 лошадиных сил. В моем автомобиле 170! Я глазам не поверил, однако,это так.

Единственное его отличие от обычного трактора - направляющие пары, которые ставятся на рельсовую колею.
А двигать паровозы... Это служит лишним доказательством того, что перед нами - настоящий подвижной состав!

А у выхода посетителей провожают два тормоза - механический и пневматический. К чему бы это? Может, чтобы подчеркнуть, что путешествие закончено?
В качестве бонуса добавлю небольшую подборку... На головах локомотивов СССР чаще всего размещались звезды.

  И реже - гербы.

  Бывало, что размещались эмблемы или посвящения.

Спасибо, что проявили интерес! Я мог бы рассказать и больше, но это будет уже совсем много. Ну, и для тех молодцов, кто добрался до конца, вопрос... Итак, скажите, с какой планеты локомотив с такой эмблемой? Уточняю, это не шутка, не ошибка конструкторов, и не фотомонтаж!

Комментариев нет:

Отправить комментарий