пятница, 15 января 2016 г.

Казус

КАЗУС (лат. casus) :
1) событие, которое не зависит от воли лица и поэтому не может быть предусмотрено при данных условиях;
2) случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.
Юридический словарь.

Поводом для данного исследования послужил ряд ситуаций, в которых совершаемое действие является следствием исполнения неких, вполне понятных, предписаний, но приводит к последствиям, которых следовало бы избегать, исходя из здравого смысла. Например, всем известен обезболивающий эффект алкоголя, но спасатель лишен возможности применить это простое и доступное средство для облегчения страданий разбившегося водителя автомобиля, поскольку наличие алкоголя в крови сделает его виновником ДТП и послужит отягчающим обстоятельством, если при этом был нанесен ущерб жизни и здоровью других людей. В отсутствие же анестезии у пострадавшего может наступить шок, или даже смерть, чего, конечно же, не может допустить хороший спасатель.
Россиянам известна поговорка: «Хотелось, как лучше, а вышло, как всегда». И в самом деле, справедливость этого утверждения мы регулярно испытываем на собственном опыте. В христианском собрании также имеется подобная практика.

Например, известна рекомендация, предписывающая человеку, желающему укрепиться духовно, дружить с духовно крепкими членами собрания. Принцип понятен, он даже отражен в ряде библейских стихов, например, Пр. 13:20, «Кто ходит с мудрыми, станет мудрым, а кто имеет дело с глупыми, пострадает». Трактующий эти указания буквально, будет стремиться к дружбе с теми, кто мудрее него. Но, взглянем на эту ситуацию с точки зрения того самого, более мудрого, с кем хотят дружить. Когда его дружбы ищет более глупый, или менее духовный человек, какой вывод ему надлежит сделать? Принимать ли такую дружбу? Если принимать, то надо быть готовым «пострадать», причем не надо даже тесно дружить с «глупым», достаточно просто «иметь с ним дело». Представив собрание в виде бегущих к цели людей, понимаешь, что слабый человек будет обречен отстать, а то и вовсе сойти с дистанции, поскольку мало кто отважится снизить свою скорость, или даже просто повернуть к нему лицо, на миг упустив из виду желанную цель.
Получение высокого образования также с недавнего времени является весьма спорной темой. С одной стороны, беспокойство по этому вопросу вполне понятно, сегодня высшее образование уже не имеет того принципиального значения, как раньше, оно редко влияет на получение хорошего места работы, но зато требует больших затрат времени, средств и сил. Условия, в которых приходится получать оное образование, толкают молодого христианина как на нарушение светских законов, через взяточничество, мошенничество или подделку документов, так и на пренебрежение морально-этическими нормами, что не менее значимо для брата или сестры. Неумеренное употребление спиртного или даже наркотиков, безнравственность, или даже просто чрезмерное увлечение карьерным ростом, зарабатыванием материальных средств, обустройством своей семейной жизни – всё это может стоить христианину его места в собрании. В чем же здесь казус? В том, что ориентируя людей лишь на неполное среднее образование, собрание оказывается перед необходимостью привлекать специалистов со стороны, что требует подчас серьезных материальных затрат. Услуги лояльных адвокатов, врачей, поддерживающих наш выбор метода лечения, переводчиков, дикторов, специалистов в области строительства или печатно-издательского дела могут быть буквально неоценимыми, так стоит ли отправлять к метле тех, кто потенциально может обеспечить собрание добровольной, качественной и при этом неоплачиваемой помощью? Безусловно, какая-то часть уже состоявшихся специалистов с высшим образованием может принять Истину, сделать успехи в духовном отношении и проявить щедрость в своей профессиональной области, однако это не решает проблему данного казуса.
Распределение обязанностей между братьями в собрании, рекомендации к назначению старейшиной (или иногда даже служебным помощником) тоже частенько являет собой казус. С  одной стороны, Библия содержит ряд требований для брата, который «берет на себя руководство», они более чем понятно описаны в третьей главе первого письма Тимофею и первой главе послания Титу. Братья справедливо воспринимают эти требования как некий стандарт для тех, кто стремится делать больше на пользу собрания. Те, кто хочет стремиться к ответственному служению, последовательно работают над собой в плане соответствия этим требованиям, и это, безусловно, идет на пользу христианской личности. Те же, кто оценивает пригодность того или иного кандидата на назначение в собрании, оценивают успехи брата по данным критериям, и если кое-где имеется недостаток, могут дать совет усерднее поработать над собой в данной области, и лишь после получения определенных результатов, вновь поднимается вопрос о рекомендации. Таким образом, кандидат постоянно находится под пристальным вниманием назначенных ранее мужчин. Однако, многое меняется сразу после того, как кандидат получает такую рекомендацию и эта рекомендация проходит утверждение. Здесь собранию регулярно напоминается, что недостатки имеются у каждого брата, что несовершенство старейшины не дает собранию права скептически относиться к его руководству или выносить какие-то претензии в отношении принимаемых решений. От соверующих теперь требуется быть покорными, как того требует Библия в письме Евреям 13:17, и быть снисходительными к их проступкам. Такое требование вполне понятно, ведь старейшина находится на виду у всего собрания, он несовершенен, но теперь его ошибки и несовершенство особенно заметны окружающим, и если немедленно снять такого брата с назначения, собрание рискует вовсе остаться без руководства. Но для некоторых братьев такое положение напоминает выход космического корабля на околоземную орбиту – он уже не может упасть обратно, даже если его полет становится полностью пассивным, он вне критики. Другие же братья, те, кто по-прежнему продолжает трудиться над совершенствованием своей христианской личности, получив ответственное назначение в собрании, безусловно, заслуживают большого уважения…
Другим ярким примером является понятие «совесть», вернее, «вопрос совести». Римлянам 14:13 указывает: «...решите не класть перед братом камень преткновения и не делать того, из-за чего он может споткнуться.» Иными словами, если решение одного христианина, в принципе, не противоречащее законам Бога, является серьезной причиной для беспокойства в совести другого, будет лучше, если первый откажется от своего решения из уважения к «более слабой» совести соверующего. Принцип понятен и достоин уважения, но что же происходит на самом деле? Если бы речь шла лишь о принятии одного решения, то можно было бы даже не рассматривать этот единичный случай. Но чаще всего мы имеем дело не с единственным решением, а с принципом, который влияет на всю жизнь человека и играет роль в целом ряде принимаемых решений. Христианин со «слабой» совестью, наверняка, не просто так решил делать таковой свою совесть. Для него она является показателем духовности, пригодности к служению, знаком одобрения Бога. Со временем этот член собрания отыщет единомышленников, красивые наглядные примеры и даже библейские стихи, прямо или косвенно поддерживающие его точку зрения. И для него принимаемое в данной области решение уже не будет просто «вопросом совести», но альтернативные решения будут расцениваться уже как явное нарушение законов Бога, грех. Однако, рядом имеется другой христианин, который в результате дополнительного исследования приходит к выводу, что его решение, отличающееся от соседского, пусть и менее строгое, но также является приемлемым, и его совесть остается спокойной. Тем не менее, обнаружив задетую совесть соседа, настоящий христианин должен «решить не класть… преткновения» и отказаться от своего решения. Тем самым, он станет очередным подкреплением «слабости» совести соседа, укрепляя его в его позиции и зарабатывая себе репутацию человека бездуховного и глупого. Какая совесть лучше «слабая», начинающая паниковать при малейшем сомнении, или, так называемая, «сильная», заставляющая трезво оценивать степень опасности и делать выбор в пользу того или иного разумного решения? С одной стороны, конечно, «сильная», но она непременно должна «ослабеть», потому что постоянно поступает так, как делает «слабая».
Следующий казус связан с весьма распространенной проблемой – алкоголизм, наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности, как об этом пишет медицинская энциклопедия. Безусловно, страдающий этой зависимостью человек становится непригодным для ответственного служения в качестве пионера, старейшины собрания или служебного помощника, а упомянутая деградация как личности может стать серьезной помехой даже для членства в собрании и проповедования благой вести. Тем не менее, известны случаи прогрессивного восстановления личности алкоголика, когда тот начинает регулярное изучение Библии, приобретает любовь к Богу и благоговейный страх перед ним. Что же становится причиной того, что брат (в равной степени и сестра) может вернуться к прежним привычкам? Необратимые изменения в личности, приобретенные за период прогрессирующего алкоголизма. Для освобождения от зависимости такие лица нуждаются в полном отказе от спиртного, в смене круга друзей, интересов, работы или даже места жительства. Как видим, порвать с алкоголизмом – дело весьма затратное для пострадавшего… Ключевым моментом является систематическая занятость человека в делах, отвлекающих его от мыслей о спиртном, занятиях, на которые будет уходить свободное время, в периоды которого позывы к употреблению спиртного могут возникать особенно сильно. Такую занятость предоставляет изучение Библии, служение, поручения в собрании. Человек начинает ощущать собственную востребованность, получает удовлетворение от выполненной работы, позитивные подкрепления в виде похвалы или просто внимания членов собрания. Тем не менее, если происходит рецидив, бывший алкоголик попадает в категорию неблагонадежных, может разом лишиться всех возможных поручений как непримерный член собрания. С одной стороны, это понятно, он проштрафился, и теперь непригоден для каких-либо «почетных заданий», это может заставить его одуматься и в следующий раз быть более твердым в своей решимости завязать с алкоголем. Но вместе с тем бывший алкоголик получает отрицательное подкрепление, депрессивное чувство, что он, такой, никому не нужен, и вместе с этим, уйму освободившегося времени, где он предоставлен сам себе и, по сути, остается один на один со своей проблемой. Чаще всего можно наблюдать такую картину – брат (или сестра) начинает последовательное падение, теряя одно поручение за другим, закономерным финалом чего становится подозрительное отношение со стороны членов собрания, выливающееся в субъективную изоляцию, которая вскоре может стать официальной – его исключают из собрания. Не знаю, как сейчас, а 80-90е годы алкоголиков отправляли в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), где помимо изоляции от спиртного, человек должен был получить строгий режим дня и трудовую нагрузку, исключающую возможность возникновения мыслей о спиртном. В наши дни существует несколько таких лагерей-поселений, где успешно преодолевается алкогольная и даже наркотическая зависимость, вот только вылечившиеся нипочем не желают, даже панически боятся покидать эти поселения, резонно опасаясь возвращения к прежнему образу жизни и рецидиву зависимости. Отчисленному из собрания алкоголику приходится разыскивать группы психологической помощи, разнообразные коллективы, а между тем, самым эффективным коллективом когда-то стало, и могло бы остаться, родное христианское собрание. Вот только вернуться назад теперь будет трудновато!
Вступление в брак тоже подвержено казуистике. Считается, что полновременное служение, самостоятельная жизнь, и лучше, если в роли специального пионера, - лучшая подготовка к браку, и это так. Тем не менее, можно обратить внимание на серьезные проблемы в молодых семьях. Безусловно, проблем сегодня хватает во всех семьях, не только молодых и христианских, но речь пойдет о тех семьях, которые должны бы быть успешными. Каждый супруг неосознанно вносит в свою новую семью то, что было нормой в той семье, где он сам воспитывался. Приобретенные в собрании христианские качества должны бы сыграть хорошую роль в смягчении трений, установлению приятного климата, но этого не происходит, по причине казуса в духовном росте молодоженов. Предположим, в собрании имеется активный брат, ставящий духовные цели. Он планомерно и целенаправленно работает над собой в области проповеднической деятельности, личного изучения, пригодности к дополнительным обязанностям в собрании. Любые мысли о перспективе брака он гонит от себя, понимая, что свою молодость он должен посвятить служению Иегове. Следствием такой самозащиты может стать грубое обращение с молодыми незамужними сестрами, в близости к которым брат просто-напросто усматривает угрозу своему всецелому посвящению. Положение дел в собраниях в России таково, что на десяток незамужних сестер приходится один холостой брат, а иногда это соотношение еще более жесткое, что ставит брата и сестру, скажем, в неравное положение. У брата всегда есть выбор, в то время как сестра может дойти до такого состояния, когда она готова согласиться буквально на любое предложение, особенно если у неё уже имеется опыт сексуального контакта, если она успела побывать замужем или, что еще сложнее, воспитывает ребенка. Тем временем брат вдруг замечает, что рядом с ним имеется перспективная сестра, тоже ставящая духовные цели, не говоря уже о личной привлекательности, и брат идет на сближение, делает предложение. Сестра соглашается, и вот вам новая семья. В которой оба работали над чем угодно, но не над теми привычками и чертами характера, которые нужны в браке. Вскоре сестра убедится, что её муж, такой солидный в духовной сфере деятельности, натуральный ребенок в том, что касается брака. Ну не предусмотрено у нас школ для желающих жениться! То же самое может быть и в отношении самой этой сестры. Такая семья, как правило, в кратчайшие сроки обзаводится ребенком, а отношения между половинками становится такими, что ставят под угрозу их пригодность для особых видов служения. Они только еще начинают работать над собой, приспосабливаясь к новой для них роли супругов…
И как же быть? Ничего не остается, как, опираясь на поддержку Иеговы, смело идти навстречу трудностям! И хорошо, если до настоящих проблем удается провести некую «генеральную репетицию» трудностей. К примеру, в 1 Тим. 3:10 братьев, которых собираются назначить служебными помощниками, предлагается провести проверку «на пригодность», и доверять им особое служение лишь в случае, «если безупречны». Нет, особо проверять не рекомендуется, кто мы такие, чтобы делать это, если сам Иегова не испытывает злом! Просто брату для испытания могут поручить то или иное дело, конечно же, не жизненно важное для кого-либо, но где брат может зарекомендовать себя хорошо или плохо. И исходя из того, как он проявит себя, его и назначают на постоянной основе! Ну, чтобы не пострадал кто-нибудь, если брат еще слабоват для ответственного назначения. И также, чтобы собрание не опозорило Господа перед окружающим миром!
Также 1 Тим. 3:7 говорит о «хорошем свидетельстве от внешних». Значит, у брата должна быть достойная репутация среди окружающих, людей, как членов других собраний, встречавшихся с ним, так и посторонних, например, сотрудников с работы или соседей.
Интересно, что как с назначением в собрании, так и с узами будущего брака, многое понятно из репутации брата. «Должен быть мужем одной женщины» и «детей содержать в подчинении». А если он не женат, или пока не обзавелся детьми, что, так и не быть ему старейшиной? Нет, не так. Просто, репутация брата должна быть такова, что сестры в собрании легко могут подчиняться его руководству, и будь он чьим-то мужем из них, с этим не возникло бы трудностей. И с детьми такой брат должен уже уметь ладить… Иначе станет он старейшиной, а всё собрание, в России это в основном сестры, от него разбежится?! Потому стоит оценивать те или иные перспективы, это ли не мудрость?

Таким образом, можно быть мудрым, и достигая одну цель, избегать перекосов в другую сторону. Мы не можем избегать казусов, но почему бы не свести их к минимуму?

Константин Головин.
И снова без даты выпуска, извините...