вторник, 19 января 2016 г.

Сектоведение

Вероятно, каждому из нас приходилось слышать про нас слово "секта". Это могло быть в лицо, во время служения, от родни, или коллег по работе, а про СМИ и упоминать не стоит...

Что приводит к употреблению такого понятия, и как с ним бороться?

Безусловно, как изучающие Библию, мы знаем перевод древнегреческого слова, от которого и происходит понятие "секта". А стих из Деяния 28:22 указывает, что христиан I века тоже прозывали сектой и отвергали. и этот факт может даже
служить поводом для гордости! Гордость и радость эта также базируется на стихе Деяния 5:41, мол, нас бесчестят и гонят, как когда-то гнали первых христиан! Самого Господа гнали, нас тоже будут...

Христианство в самом деле соответствовало академическому определению "секты", пусть и приписываемому со стороны. От какой основной конфессии от кололось христианство, понятно, это был относительно малочисленный коллектив, вышедший из иудаизма благодаря своему учению, которое в основном было весьма похоже на "исходный" Моисеев закон, и существенно меньше последнего по размеру.


Роль "харизматического лидера", понятное дело, отвели Иисусу Христу.
Преследования со стороны властей и религиозных лидеров привело к утаиванию места и времени встреч, да и в использовании храма Иеговы теперь не было необходимости, и это несмотря на то, что христиане продолжали поклоняться Иегове!

Обряды тоже стали совершенно другими. Привычные жертвоприношения были упразднены, и только крещение осталось единственным официальным обрядом, да и то единовременным для каждого члена общины. Кроме того, в разное время возникало еще несколько подобных объединений, как об этом говорится в Деяния 4:35,36. Итак, первое христианство действительно, можно было бы назвать "сектой"!

Тем не менее, с достижением христианством доминирующего положения на огромной части суши, едва ли кто назовет христианство в целом, или, скажем, ислам, сектой иудаизма!
Пусть существует множество христианских деноминаций, как-то не принято среди них именовать друг друга сектами. К примеру, православные никогда не именуют католиков сектой, по крайней мере, я не слышал! Хотя все признаки "секты"налицо! А вот к прочим, не столь многочисленным группам группам, в том числе к нам, это название применяется регулярно...

Некоторые христианские деноминации даже "переходят в наступление", именуя себя теми самыми "наследниками", продолжающими существование тех самых первых христиан, и начинают обзывать всех прочих сектами, пусть и разросшимися до неприличия!

Вот и получается, что академическое определение секты уже давно не рассматривается. А мы всё ждем какой-то объективности, и пытаемся внедрить верное понимание понятия "секта!... Между тем, оно уже давно стало обычным кратким ругательством, которым можно выразить свое неуважение к той или иной группе лиц. С легкой руки государственной власти ряд деноминаций сначала стали именовать "традиционными", а потом и "государственными" религиями. И стало гораздо проще, те, кто не относится к этим религиям, секты. И справедливости здесь не доищешься, это общественное мнение, пусть и насаженное кем-то.

Однако, существуют особенности, которые могут насторожить даже совершенно необразованного и нейтрального в религиозном отношении человека, и он будет подозревать, что перед ним - секта. Попробуем обсудить их, и понять, каким образом мы сможем избегать этих подозрений в нашу сторону.

1. Язык и терминология, которые мы употребляем в публичных, подчеркиваю, разговорах. Например, когда проповедуем или проводим изучение Библии с людьми.

Речь идет о том, что людей настораживают неизвестные им понятия, и они начинают подозревать, что перед ними какой-то далекий от них человек, который хочет и их втянуть в какое-то тайное общество. Мы-то оперируем вполне понятными нам терминами, а человек смотрит на нас круглыми глазами. Не говоря уже о том, что некоторые понятия могут иметь в понимании собеседника совершенно иное значение, нежели в нашем.

К примеру, термин "зональный надзиратель", у некоторых побывавших в "местах не столь отдаленных", будет означать полицейского, охраняющего порядок в колонии строгого или общего режима, и любви не вызовет... Хорошо, что официально они теперь называются по-другому! Мне даже кто-то говорил, что во время издания русскоязычного перевода Нового Мира всерьез был поднят вопрос вообще избавиться от термина "надзиратель", только подходящих аналогов не нашлось. Тем не менее, необходимо следить за тем, чтобы собеседник хорошо понимал нас! Представьте, сказать что-то вроде: "Руководящая корпорация укрепляет лояльнсть к инспирированному писанию." или "Наступит Армагеддон, и люди погибнут, лишь великое множество, и с ним 14 4000 останутся в живых".  Собеседник поймет вас через слово, и напугается! Вспомним 1 Кор. 14:17, и позаботимся о том, чтобы наша манера говорить не настораживала слушателей!

2. Наличие у нас неизвестного собеседнику лидера, и совсем плохо, если иностранного!


Безусловно, у каждого из нас есть за душой и даже по нескольку братьев, которых мы любим и уважаем всем сердцем. И нам хочется поделиться со слушателем разъяснением, которое однажды выручило, например, нас самих! Это хорошо и правильно. Вот только не стоит ссылаться на этих людей в своем рассказе... Поверьте, это не добавит вам авторитета, но насторожит слушателя! А сами эти братья были бы рады узнать, что их служение помогает  еще кому-то, кроме самих возвещателей. К примеру, если мы сошлемся на Милтона Хеншеля, Стивена Летта, или Джефри Джексона, авторитета это нам не добавит, а слушателя, не знакомыми с этими людьми, только насторожит. Услышит кто-то фамилию "Джексон", да и вообразит себе, например, певца, Майкла Джексона, благо, первую часть названного нами имени он может благополучно забыть! А такие случаи были... Вспомним о том, что лишь некоторые библейские книги имеют явно обозначенное авторство, а авторов ПНМ мы вообще не знаем, и вряд ли узнаем. Но пользоваться их услугами можем и должны.

3. Форма одежды. Здесь полезно вспомнить, что "для всех нужно сделаться всем", как говорил апостол Павел.
И если мы отправляемся, например, жарким летом проповедовать в коровник, лаковая обувь и костюм-тройка вряд ли всерьез заинтересует людей, не говоря о том, что повредить, или всерьез запачкать мы это дело сможем запросто. Стоит обратиться к фильму Общества "До концов земли", где показаны братья, находящиеся в разных территориях служения. "Благоразумие должно быть известно всем людям", не так ли? И одежда - соответствовать случаю!

Полезно помнить, что обозначенные моменты относятся к событиям, где мы можем отпугнуть постороннего собранию человека, но и в собрании лучше быть осторожней и учитывать их.

Конечно, у нас нет цели слиться с этим гибнущим миром, или, например, разговаривать нецензурно, или отступить от того, что мы достигли в служение или через личное изучение Библии!
Нам нужно только помнить о том, что сеткой обзывать нас не перестанут, но свести к минимуму факторы, отталкивающие людей, мы сможем. Если постараемся...

Константин Головин
Январь 2016.