понедельник, 18 января 2016 г.

Как влияет общение

Как влияет общение на попавшего в беду христианина?
Из собрания не уходят «вдруг». Зачастую этому предшествует продолжительная «подготовка». Направлений этой подготовки - огромное количество, однако я попробую выделить характерные черты, к комбинации которых можно свести практически все случаи «предполетных сборов».

Я не буду рассматривать случаи, когда человек попадает в собрание либо совершенно случайно, не имея серьезных для того оснований, по недосмотру «ответственных братьев», по заданию спецслужб, и т.д. - в этом случае уход как-бы запланирован и неизбежен. Бывают, конечно, исключения, в случаях, когда у «засланца» развивается настоящая любовь к Иегове и привязанность к братьям, но это - материал для отдельной темы.

Случай 1, Доктрина.
Каждому из нас, когда он знакомился с Истиной, а некоторым - и даже находясь в собрании, приходилось что-то менять в своих мировоззрениях. Имя Бога, учение о смертности души, отсутствие огненного ада и заоблачного рая - всё это примеры таких радикальных перемен.
Одни учения падают на "чистый лист", человек еще ничего не знает и не размышлял на эту тему, теперь он узнал и просто очень рад.
Когда же он был в дороге и подходил к Дамаску, внезапно [Савла] озарил свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл, почему ты меня преследуешь?» Он сказал: «Кто ты, Господи?» Тот сказал: «Я Иисус, которого ты преследуешь. Но встань, войди в город и тебе будет сказано, что делать», Деяния, глава 9.
Другие учения приходятся на почву, где много чего было до этого насаждено, но их принимают с облегчением, поскольку они освобождают от какого-либо дискомфорта, страха, неуверенности, обреченности. Например, человек считал, что Бог непостижим, теперь он много чего о нем узнал, более того, Иегова сам хочет, чтобы люди к нему приблизились. Или такой человек боится мертвых, их больше не надо бояться. Потерял горячо любимого родственника - узнал о возможности воскресения. Такие учения принимаются легко, хотя и вступают в противоречие с имеющимся багажом знаний и верований. Как правило, такие учения не вызывают в последствии конфликтов.
«Афи́няне! Я вижу, что во всём вы, кажется, больше других испытываете страх перед божествами. Например, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Поэтому о том, что вы, не зная, преданно чтите, я возвещаю вам. [...] другие говорили: «Послушаем тебя об этом ещё в другой раз». Тогда Павел вышел от них, но некоторые люди присоединились к нему и стали верующими... Деяния, глава 17.
Третий вариант более опасен. Узнаваемое учение встречает существующее знание или верование, дорогое человеку. Это может быть или какой-то личный опыт, или авторитетное мнение авторитетного учителя. К примеру, в трудную минуту человек мог помолиться какому-то божеству или иконе, и получил сногсшибательную по масштабам помощь. Теперь он узнает, что та помощь не могла исходить от Всевышнего, а следовательно, она исходила из недозволенного источника. Если такой человек успел привязаться к Иегове, он может задавить в себе тот позитивный опыт, опыт станет негативным, каким становится, например, отношение блудника, оставившего свой грешный путь, к тем удовольствиям, которые он получал в блуде. Если же такой человек не успел связаться с Иеговой крепкими узами, в его памяти и мироощущении останется этакий «черный клад», мина с сейсмодатчиком, которая и сработает в момент сильных потрясений. В момент, когда эмоции не позволят взять под контроль поведение, такой человек снова может помолиться какому-либо постороннему божеству или изображению.
Между тем народ увидел, что Моисей долго не спускается с горы. Тогда народ пришёл к Ааро́ну и сказал ему: «Встань, сделай для нас бога, который пойдёт перед нами, потому что мы не знаем, что случилось с этим Моисеем, с человеком, который вывел нас из земли Египет». [...] Он взял золото из их рук, придал ему форму с помощью резца и сделал из него литого телёнка. И люди стали говорить: «Израиль, вот твой Бог, который вывел тебя из земли Египет». Увидев это, Ааро́н построил перед телёнком жертвенник и провозгласил: «Завтра праздник, посвящённый Иегове». На следующий день они встали рано и принесли всесожжения и мирные жертвы. После этого народ сел есть и пить, а затем встал, чтобы повеселиться. Исход, глава 32.
Четвертый вариант наиболее опасен. Речь идет о возникшем, но спрятанном противоречии с узнаваемым учением. Причины такой контрабанды могут быть различные, от природной скрытности характера до боязни показаться глупым или плохо понимающим перед своим преподавателем. Итак, некое фундаментальное верование не разобрали и рассмотрели, а сложили «в уголок, чтоб никто не уволок». В результате, новые знания и верования не могут уложиться в сознании ученика, а если "отложенное" было чем-то фундаментальным, то возникает серьезное препятствие для дальнейшего роста духовности, веры. Напоминает это дефектный фундамент под высотным зданием, сначала строительство идет по плану, позже здание неизбежно даст трещину.
Сау́л изменил свою внешность, надев другую одежду, взял двух человек и пошёл к этой женщине. Они пришли к ней ночью, и он сказал: «Погадай мне, пожалуйста, и вызови мне того, кого я тебе назову». Но женщина сказала ему: «Тебе же известно, что сделал Сау́л: он истребил в этой земле вызывающих духов и предсказателей будущего. Зачем ты ставишь ловушку для моей души, чтобы погубить меня?» Тогда Сау́л поклялся ей Иеговой, сказав: «Жив Иегова, на тебе не будет вины за грех!» 1 Самуила (1 Царств) 28.
Пятый вариант развития событий более динамичен, и проблема возникает не на первых порах, и связан он даже не с недостатком знаний, а со слабым пониманием узнаваемого. Такому человеку может случайно встретиться альтернативная точка зрения, которая произведет впечатление более доступной и понятной, а на самом деле лишь является ловким софизмом или даже откровенной ложью. Немедленно зарождается сомнение, возникает подозрение в том, что и другие учения могут быть столь же легко опрокинуты, кругом начинает видеться обман и попытки манипуляции личностью.
Змей заговорил с женщиной и спросил её: «Действительно ли Бог сказал, что вам нельзя есть со всех деревьев в саду?» На это женщина сказала змею: «Плоды с деревьев сада мы можем есть. Но о плодах дерева, которое посреди сада, Бог сказал: «Не ешьте с него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть». Тогда змей сказал женщине: «Нет, вы не умрёте. К тому же Бог знает, что в тот день, когда вы съедите с него, ваши глаза откроются, и вы станете как Бог, знающими добро и зло». Бытие, глава 3.
Что же со всем этим делать, если осталась или возникла какая-то неустроенность в понимании того или иного учения? Самый лучший вариант, если Иегова даст ответ на этот вопрос. Как он его может дать? Тут тоже возможны варианты...
Например, ответ может прийти через опытного, зрелого христианина. Обязательно ли это пионер или «ответственный брат»? Печальный опыт показывает, что нет, не обязательно, а жаль. К большому сожалению, слишком многие члены собрания не стремятся к глубокому пониманию Писания вообще.
Но не спешите ругать меня за то, что я нелестно отзываюсь о собрании. Просто для большинства членов собрания это самое "глубокое владение вопросом" - совершенно не нужно. Для их веры, на той стадии, что имеется сейчас, достаточно и имеющихся знаний. Этих знаний также достаточно для того, чтобы держаться в стороне от греха, чтобы уверенно служить Богу. Можно, можно понять таких людей. Во времена древнего Израиля, или во времена первых учеников, наверняка, далеко не все члены народа Бога были превосходными богословами. На самом деле степень духовной просвещенности, увы, оставляла желать лучшего, и на этом отлично процветали разного рода лжепророки, фарисеи, и прочие, присваивающие себе право учить (читай - оболванивать) обычный народ, который был «как овцы без пастуха».
Безусловно, открыт вопрос, насколько прочна такая «малобюджетная» вера. Тем не менее, история знает немало свидетельств, когда и такая вера спасала человеку жизнь. Итак, владение обширными знаниями - хорошее подспорье, но, отнюдь, не непременное условие для наличия крепкой веры.
Более того, «умножающий познание умножает скорбь». Неизбежно увеличивающееся количество «непознанного» за пределами уже известного. Тут имеется еще один подводный камень: человек начинает размышлять над нюансами, которые ему теперь кажутся значительными, в то время как раньше он над этим, возможно, не задумывался. Воскресение выкидышей, семьи уцелевших в Армагеддоне и воскресших, и другие заморочки служат тому примером. Появляется искушение начать «мудрствовать сверх написанного», порою даже соревнуясь с мене продвинутыми исследователями. Такой "продвинутый" рискует оказаться в изоляции, снискав славу «заумного», с которым нелегко дружить простым смертным, а ему самому будет трудно жить приземленными, с его точки зрения, интересами других. А если эти «другие» имеют в собрании определенный авторитет и власть, неизбежен конфликт, вплоть до полного устранения «шибко умных», поскольку братья могут воспринять попытку что-то прояснить, как сомнение в их авторитете и даже в качестве какой-то конкуренции.
Ответ также может прийти через публикацию Общества. Неприятность случается, если человек уже не доверяет этим публикациям, или наткнулся на взаимоисключающие утверждения, сравнивая новые выпуски журналов с очень старыми. В данном случае играет большую роль личное предпочтение учащегося, не зря люди ищут «учителей, которые льстили бы слуху»...
В любом случае, обнаружив какое-либо сомнение, полезно не закидывать его в темный угол, а своевременно разрешать, полагаясь на Иегову.
Время от времени можно услышать такую реплику: «Я подошел к старейшинам с моим суперважным вопросом, а они пригрозили комитетом». Действительно, к сожалению, существуют братья, которые немедленно бьют тревогу, если у кого-то появляется вопрос, на который они не могут дать ясного ответа. Поскольку они тоже несовершенны, они могут беспокоиться о своем авторитете в глазах вопрошающего. А что, если завтра всё собрание прижмет меня к стенке такими вопросами? В результате, можно схлопотать скоропалительное обвинение в отступничестве или в общении с отступниками.
Тем не менее, существуют, это точно, существуют вполне адекватные братья, могущие и на вопрос ответить, и даже признаться в том, что они не знают ответа. Именно поэтому и стоит обсуждать такие вопросы с опытным и зрелым братом (или сестрой), и не как иначе. Обсуждать сложные вопросы с малопонимающими членами собрания - дело неблагодарное. Вас могут обвинить в позёрстве, гордости и, опять же, возможном отступничестве. Помните о том, что не всё, что вы хотели сказать, когда говорили то или иное предложение, дошло до слушателя точно с тем смыслом, который вы вложили в это предложение. Поэтому ваш собеседник должен быть еще и терпеливым, умеющим переспрашивать и не дающим поспешных ответов. Опять же, незнание того или иного ответа не говорит, что перед нами - незрелая личность. Просто этот вопрос почему-то пока не затронул его интересов, возможно, ответ будет найден достаточно быстро.
Рядом расположена ловушка, доступная теперь для каждого - общение в интернет. Море информации, большая часть которой воспринимается как истина и научные факты, на самом деле - лишь сенсации и размышления с философствованиями. Не говоря уже о том, что полным-полно сайтов, ставящих своей целью прямую дискредитацию Общества. Поэтому к информации, почерпнутой вами на просторах всемирной паутины, следует относиться с должной мерой осторожности. В наши дни невозможно отыскать единственно верный источник сведений по разным вопросам, тот, кто верно пишет об одном, легко ошибется в другом.
Имеется определенное число недовольных формальным запретом Общества на создание специальных частных инициатив по самостоятельному изучению Библии по источникам, лежащим за пределами изданий Общества Сторожевой Башни, или групп по проверке точности перевода Нового Мира. (см. НЦС за сентябрь 2007г - ящик вопросов) Понять такое возмущение можно, мол, вот, запрещают личные исследования. Но давайте вдумаемся в эти слова...
Предположим, начали создаваться инициативные группы, которые проводят «альтернативные» исследования, естественно, находят материал, противоречащий официальной позиции Общества. Естественно, возникают вопросы, разной степени важности, а в ряде случаев, и направленности. Предположим, такие «исследователи» вовсе не ставят цель опорочить Верного и Благоразумного Раба, или посеять раскол в собрании, нет. Если всё в порядке, всё это дело направляется - куда? Правильно, в филиал. Там должны быть умные братья, которые ответят на вопросы... Вот только - ответят ли, и стоит ли? Количество вопросов будет настолько большим, что только на обработку таковых уйдет масса времени, которое можно было бы потратить с большей пользой. Не опубликовать ответ в каком-то периодическом издании, или хотя бы в ответном личном письме - просто нельзя, немедленно будет поднят шум, типа «они сами ничего не знают»!. Кроме того, ряд вопросов наверняка был снят еще во время подготовки перевода Нового Мира или будет рассмотрен в последующих публикациях, но требования таких групп часто выглядят, как «дайте ответ весь и немедленно»!
Кроме того, подобные «исследователи» могут руководствоваться уже не любовью к Иегове и братьям, а собственными амбициями или прямой конфронтацией с Обществом. В таком случае направляемое письмо уже содержит не просто вопрос с желанием разобраться и понять, а четко (впрочем, не всегда) сформированное новое учение или рассказ, почему прежнее - неприемлемо. В таком случае, рассмотрение этих запросов приводит уже не к «раздаче духовной пищи вовремя» а к непрекращающейся полемике с противниками. Напоминает это дело строительство Вавилонской башни, которое было омрачено тем, что народ заговорил на разных языках, что привело к сплошным потерям.
Таким образом, ясно, что когда возникает сомнение, руководствоваться надо не только желанием разобраться с непониманием и с непонимающими, а следующим:
1. Любовью к Иегове. Надо понимать, что Иегова тоже заинтересован в нашем точном познании Истины. А раз так, надо доверять ему и постоянно держать в курсе своих сомнений. Иегова не устраивает экзаменов на эрудицию или глубину понимания, а просто принимает служение, если оно основано на любви и минимуме знаний.
2. Любовью к братьям. Полезно смотреть на них, как на добровольцев, которые взялись за служение Богу, а могли бы и не браться. То, что они изучают хотя бы что-то, уже должно приближать их к нам. То, что они не знают чего-либо, не делает их хуже, помни, что сам Иисус - тоже не всё знал, а должен был и прилежно учиться и смиренно ждать, пока Иегова ему откроет некоторые аспекты Истины. Надо понимать, что несовершенство бросается в глаза не в одинаковой массе людей, а у отдельно стоящего человека. Не всех интересуют одни и те же вопросы, и нет смысла отдалять брата только потому, что он не нуждается в такой глубине понимания, как мы. Помни, что если сравнивать нас между собой, то всегда можно оказаться полным глупцом по сравнению с кем-то другим.
Случай 2, Общение, в реальной жизни, или через интернет.
С кем поведешься, от того и наберешься. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Не имей ста рублей, а имей сто друзей. Все эти поговорки призваны отразить одну простую истину - тот, кто нам близок, обязательно оказывает на нас формирующее влияние. Библия предупреждает, что «Кто ходит с мудрыми, станет мудрым, а кто имеет дело с глупыми, пострадает», а также «Плохое общение портит полезные привычки». Едва ли кто с этим может поспорить...
Однако, как и все несовершенные поступки, выбор круга общения - это палка о двух концах. Всё зависит от того, как эту палку использовать и каким концом кому может перепасть.
Представим себе христианина в собрании. Звезд с неба не хватает, но и не вечный вялотекущий интересующийся. Скажем, такой типичный середнячок. С кем ему стоит дружить, чтобы эта дружба была полезной и содействовала его духовному росту? С духовно крепкими, которыми обычно считаются пионеры и ответственные братья, далее идут члены собрания, духовные поступки которых вполне очевидны. Естественно, дружить с тем, кто пропускает встречи, неактивен в служении и неподобающе мыслит - нанесет урон духовности середнячка. Таким образом, своеобразный вектор направления поисков дружбы вполне очевиден, не так ли? Однако, если каждый член собрания соблюдает такой вектор, поиск дружбы никогда не увенчается успехом. Если никогда не оборачиваться назад, ни за что не познакомишься с тем, кто у тебя за спиной. В нашем случае это - духовно более слабые, чем ты.
Взглянем на тех, кто расположился у основания вектора, это люди, слабые духовно, склонные к депрессиям, унынию, сомнениям, нуждающиеся в постоянной духовной помощи. Что произойдет, если такой попытается сойтись с теми, кто находится хотя бы на середине по ходу нашего «вектора»? Скорее всего, он будет проигнорирован, поскольку не несет ничего хорошего кандидату в друзья, а вот что точно он принесет - это свои проблемы.
Особенно тяжело может стать тем, кто находился на переднем крае нашего «вектора», но в силу тех или иных обстоятельств, упал, переместился ближе к заднему концу. Такие рискуют, что бывшие друзья просто отвернутся от них.
Безусловно, находящиеся на передней точке «вектора дружбы», самые крепкие духовно, это, конечно, должны быть старейшины, имеют предписание помогать тем, кто позади, поэтому у тех, кто находится у заднего конца «вектора», больше шансов найти себе друга среди тех, на кого ровняется всё собрание, чем среди «середнячков».
Какие можно усмотреть рекомендации для тех, кто ищет в собрании друзей?
1. Прежде всего, как бы цинично это не звучало, быть сильным и духовно крепким. В этом случае вокруг будет много людей, готовых стать твоими друзьями. Безусловно, понятие настоящей дружбы существенно точнее и не всех можно будет назвать настоящими друзьями, но недостатка в тех, кто захочет расположиться поближе к тебе, поверь, не будет. Вспомни примеры приезжавших к вам районных надзирателей, вефильцев, возможно даже и бывших, специальных пионеров...
2. Развивать в себе какие-либо качества или особенности личности, которые сделают тебя интересным для тех, кто духовно крепче тебя. Например, это могут быть хорошие цели, как то пионерское служение, да и просто регулярное служение, интересные комментарии на встречах, словом, множество деталей, показывающих, что у тебя есть духовные перспективы. В таком случае, желающих поделиться с тобой духовной силой будет достаточно много. Здесь ты будешь похож на того, кто хотя и слаб духовно, но дорог возвещателям - перспективного интересующегося.
Что происходит, когда член собрания не делает этих шагов? Может появиться некий обратный «вектор», который тянет к тем, кто совсем потерпел духовную катастрофу. Обратите внимание, насколько активно общаются между собой исключенные из собрания, они нуждаются в общении, и восполняют этот недостаток любым возможным способом, несмотря ни на какие запреты. Дело в том, что духовная катастрофа не делает исключенного тупым и злобным умалишенным, способным напугать любого. Такие люди часто сохраняют пытливый ум, могут хорошо разбираться в библейских учениях или умело делают вид. Зато они могут дать пострадавшему то, чего он не в состоянии получить от собрания, следующего «вектору дружбы» - понимание и сочувствие, как бы не парадоксально это звучало. Однако, «пострадавший» зачастую не способен понять, что ему вовсе не сочувствуют, а он просто встретил «товарищей по несчастью», с которыми теперь можно вдоволь ругать братьев, учения, всё на свете, и это безо всякого риска наткнуться на требования «мыслить позитивно» или предложение «подойти к старейшинам», а это только и надо «пострадавшему».
Дело в том, что исключенный, или человек, сходный с ним поведением, не может предложить «пострадавшему» никакой духовной помощи. Почему? Иначе бы он сам давно наладил свои духовные дела, однако продолжает пребывать в больном состоянии. Вместо помощи, результатом общения с таким человеком легко может стать озлобленность, подозрительность, недоверие или даже неверие. Правда, вводится эта зараза в организм «пострадавшего» под анестезией из заверений в понимании и сочувствии.
Интернет предоставляет для таких «вливаний» широчайший простор. Существуют, например, форумы, на которых не только под маской активного брата может скрываться человек, потерпевший кораблекрушение в вере, но где участники гордятся своим положением исключенного или отрекшегося, или даже просто разочаровавшегося, бывшего Свидетеля Иеговы.
Вы читали книгу «Над пропастью во ржи»? Со страниц книги, от лица главного героя льется сплошной поток брюзжания, недовольства, и возмущения всем и вся. Если эта книга становится настольной для брата, это является показателем образа его мышления, индикатором направления его развития. Адекватной заменой этой книги будет участие в интернет-сообществах, где принято поливать грязью Общество, публикации, братьев и сестер...
Так что же делать? Если стремиться дружить только с теми, кто сильнее тебя, легко можно нарваться на игнорирование слабого в твоем лице. Если стремиться дружить со слабыми, желающих будет много, но это рискованное занятие, можно ослабеть самому. Остается, кажется, дружить лишь с теми, кто равен тебе по уровню духовного развития, да еще, похоже, с теми, в чью обязанность входит духовная забота о слабых? Эта точка зрения едва ли является правильной, но, однако, это хорошая тема для отдельного обсуждения.

Итак, еще один фактор, объясняющий причину отхода от собрания, это «вектор», направление поиска дружбы. И это направление достаточно легко может быть утеряно, заменено опасным и рискованным.
Константин Головин
Время создания статьи не сохранено, извините.