пятница, 15 января 2016 г.

Человеческий фактор и народ Бога

Под понятием «человеческий фактор» в данном исследовании будет подразумеваться влияние индивидуальной личности на положение дел в собрании Свидетелей Иеговы в целом.

Не без оснований принято считать, что Бог Иегова во все времена руководил близкими ему людьми на земле, как вмешиваясь персонально в жизнь конкретных людей, так и путем предоставления руководящих принципов, или даже прямых законов и заповедей, которые эти люди могли бы изучить и применить на практике. К этому руководству можно отнести, например, дружбу с Авраамом, пророческие видения или ангелов, посылаемых Даниилу, а также свод Моисеева закона или послания апостола Павла. Так или иначе, всегда некая группа людей, прилежно старающаяся угодить Иегове, получает руководство, каким образом правильнее всего осуществить это намерение. Исаия 48:17–18: «Я, Иегова,— твой Бог, который учит тебя полезному, ведёт тебя по тому пути, по которому тебе нужно идти. О, если бы ты был внимателен к моим заповедям! Тогда твой мир стал бы как река и твоя праведность — как морские волны.» Всё было бы прекрасно, как говорится, если бы не было бы «бы». «О, если бы ты внимал», - взывает Иегова, следовательно, человек расположен внимать заповедям Бога не всегда, в эти моменты и влияет пресловутый «человеческий фактор». Очевидно, Бог сожалеет в такие моменты, что человек предпочитает следовать какому-то иному руководству.

Я не хочу обсуждать здесь случаи, когда конкретный человек совершает некий грех, серьезный проступок, хотя в ряде случаев целая группа оказывалась в опасности как остаться без руководства Иеговы, так и просто потерять жизнь. Вспомним случай с Аханом, присвоившим материальные ценности из добычи, подлежащей ликвидации, ведь тогда было проиграно важное сражение. Или то, что случилось с когда-то избранным народом, Израилем. Осия 4:6: «Мой народ будет уничтожен за то, что не знает меня. Так как ты отверг знание, то и я отвергну тебя, и ты не будешь служить мне...»

Особенно интересным мне представляется случай, когда Иегова допускает влияние «человеческого фактора», не отвергая группу, где замечено такое влияние, и не лишая её необходимого руководства. По каким-либо причинам это влияние может ощущаться достаточно продолжительное время, и даже успеет вызвать некие серьезные последствия, которые, при определенной степени драматизма ситуации можно даже назвать и катастрофическими. Однако, последствия, как правило, оказываются не столь плачевными, даже наоборот, в них можно заметить некую пользу для этой или какой-либо другой группы, эта польза может заключаться в элементарном умении наблюдать отрицательный пример, «как делать не надо». Восприятие степени вреда сильно зависит от вашего погружения в проблему, вызванную этим «человеческим фактором». К примеру, ваше восприятие мира с эшафота во время собственной казни существенно отличается от видения той же проблемы кабинетным историком, живущим веками позже.

Чаще всего степень влияния «человеческого фактора» напрямую зависит от положения влияющей личности, её возможностей и значимости. Скажем, полководец, совершивший ошибку на поле боя, очевидно, окажет намного большее влияние, нежели мылорез резервной части, стоящей в глубоком тылу. Тем не менее, уже приведенный пример с Аханом показывает, что оценка причиненного ущерба сильно зависит от мнения Иеговы. В этом случае личное предпочтение одного человека означало больше, чем жизни сотен других людей.

Перечислять склонности несовершенных людей можно долго, попробуем сразу обобщить причины возникновения этих склонностей. Как это ни покажется странным, но в абсолютном большинстве случаев человек ставит вполне понятную и позитивную цель, не желая никому какого-либо зла. Проблема кроется либо в методах достижения этой цели, либо в неверной оценке средств её достижения. Продвижение, например, «любимчиков» на руководящие должности в собрании, может корениться в горячем желании создать сплоченную команду, под руководством которой собрание будет процветать, осуществлять это руководство будет легко, поскольку обычно отношения с этим продвигаемым любимчиком складываются как нельзя более обнадеживающе. Задвигание «неугодных» тоже коренится в элементарном желании контроля над ситуацией в собрании, желании оградить его членов от их сомнительного влияния, в опасениях раскола. Отдание предпочтение одному из толкований библейского стиха чаще всего основывается на близости этого толкования устоявшейся системе взглядов, отвержение «нового понимания» осуществляется в силу нежелания расшатывать эту систему, или просто в силу снизившейся способности свободно усваивать новый материал. Желание приблизить наступление Нового Мира заставляло спешить с таким толкованием как апостолов Христа, так и других служителей, живших и до, и уже во время его прихода и в наши дни.

Следует ли оправдывать допущенные, порою очень серьезные, ошибки «человеческим фактором»? Сложно сказать… Как уже говорилось, оценка серьезности ошибки, зачастую, весьма и весьма субъективна, но понимание причины возникновения этого влияния может помочь избавиться от осуждения влияющей личности, что будет очень полезно для христианина. Что же касается ответственности за оказанное влияние, необходимо помнить Римлянам 14:12: «каждый из нас за себя даст отчёт Богу», и Иакова 3:1–2: «Братья, не многие становитесь учителями, зная, что мы будем судимы более строго. Мы все часто оступаемся»

Хочется пожелать терпения и веры в Иегову тем, кто пострадал или страдает в настоящий момент от влияния «человеческого фактора» в собрании. К сожалению, это явление очень распространено и исправлено будет, похоже, только в Новом Мире, причем уже и в завершении тысячелетнего правления Христа, когда люди по-настоящему расстанутся с несовершенством. Мы не можем искоренить влияние конкретных личностей на собрание, но не будем забывать, что мы сами тоже оказываем некое влияние, и было бы правильно постоянно контролировать, насколько наше личное влияние соответствует указаниям Христа. Что же касается неприятного влияния на нашу жизнь, нужно иметь в виду слова 1 Коринфянам 10:12–13: «И потому, кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть. Искушения, с которыми вы сталкиваетесь,— обычные для людей. Но Бог верен, и он не допустит, чтобы вы были искушаемы сверх сил, но при искушении предоставит и выход, чтобы вы смогли перенести». Таким образом, единственное, что по-настоящему можно сделать, это следить за собственным духовным состоянием, не позволяя это делать никому другому. В таком случае между нами и Иеговой не будет никого, кто мог бы привнести «человеческий фактор».

Что же касается конфронтации и борьбы с проявлениями «человеческого фактора», то следует принять во внимание цену этой борьбы для себя. Растраченные нервы, потерянное время, а зачастую и здоровье, и ненадежность результатов часто не стоят приложенных усилий. Тем не менее, активная позиция тоже возможна, необходимо только следить, чтобы мы сами не начали вместо дорогой сердцу «борьбы за справедливость» стараться заменить влияние неприятной нам личности на такое же, по сути, влияние, но уже той личности, которой доверяем лично мы. Внедрение демократии в собрании может не принести тех плодов, на которые мы претендовали. У Свидетелей Иеговы в свое время собрания сами выдвигали и избирали себе старейшин путем голосования, открытого или даже тайного. Этот, казалось бы, правильный подход привел к страшным последствиям. Кандидаты на пост старейшины начинали настоящую предвыборную кампанию, с агитацией и даже устранением конкурентов! И куда подевались тогда духовность и христианские качества, главные из которых – любовь и милосердие?


Таким образом, гораздо полезнее делать то, что мы можем, оставаясь человеком духовного настроя даже в непростой ситуации. Наблюдение же за собственным духовным состоянием поможет своими глазами увидеть решение самых тяжелых проблем.

Константин Головин
Время написания статьи не сохранено, извините...